Он-лайн фотошкола Владимира Никитенко

 

Инвестиционные перспективы коллекционной фотографии

Фотография как предмет искусства



 

 

     Коллекционирование известно с древних времен. Естественно, его основная движущая сила – получение удовольствия от обладания. Но, иногда эта страсть может представлять собой весьма привлекательный вариант для инвестиций.

     На коллекционировании можно заработать двумя путями. Первый путь – находить коллекционеров и предлагать им то, за что они готовы выложить хорошие деньги, т.е. заработать на чужой страсти. Второй – отдаться всецело страсти самому и создать собственную уникальную коллекцию, а затем выгодно ее продать. Конечно, зарабатывание на коллекционировании не подходит тому, кому все нужно сегодня и сейчас. Однако, согласитесь, легальных видов заработать быстрые деньги становится все меньше, а подобраться ближе к их источнику удается не многим «новичкам» – там и «старикам» уже тесно. В такой ситуации не стоит отказываться от рассмотрения вариантов пусть «длинных» денег, но с гарантированной высокой отдачей. Следует отметить еще одну привлекательную черту коллекционирования – нет никаких обязательных условий периодичности пополнения собрания. Можно месяцами искать или ждать того желанного именно вашего экземпляра, а коллекция от этого простоя не только потеряет, а наоборот, прибавит в цене. Год от года предметы коллекционирования растут в цене и часто опережают своим ростом общепринятые объекты инвестирования – ценные бумаги, драгметаллы, недвижимость. Это подтверждает многолетняя всемирная история коллекционирования.

      За последнее десятилетие на мировом арт-рынке, который чрезвычайно привлекательный для многих инвесторов, произошли весьма существенные подвижки – предметом пристального интереса серьезных коллекционеров стала фотография, в частности, так называемые Limited Edition Photos или говоря по-русски – фотографии ограниченным тиражом. Они представляют собой оригинальные фотографические изображения, которые отобраны авторитетным экспертным советом из числа заявленных авторами, а их последующее тиражирование заранее ограничено определенным количеством отпечатков и их форматом, что подтверждается документально – каждый отпечаток регистрируется, сертифицируется и подписывается автором. Таким образом, отпечаток с подписью автора (тиражный отпечаток) вне всякого сомнения становится коллекционным, а используемые новейшие технологии печати обеспечивают его качество и сохранность, удовлетворяющие запросам мирового арт-рынка.

      Для того, чтобы начать коллекционировать фотографию совершенно не обязательно быть миллионером. Действительно, до настоящего времени частное коллекционирование было принято делить на два направления – демократическое и элитарное. Например, к популярнейшим видам демократического коллекционирования в нашей стране относят филателию и собирание книг, а к элитарным – дорогостоящие предметы антиквариата и раритетные автомобили.

      Тиражная фотография занимает промежуточное место в этой системе художественно-раритетных ценностей. Так, если на единичные авторские фотографии на аукционах цены доходят до нескольких миллионов евро, то продаваемые в музейных лавках постеры стоят копейки. Между этими крайностями на арт-рынке расположено огромное плодородное поле, на котором произрастают Limited Edition Photos, которые удовлетворяют жажду армии весьма мотивированных коллекционеров, для которых единичные работы часто могут оказаться не по карману, а постеры, само собой, не представляют для них ни малейшей ценности. Мировая практика показывает, диапазон тиражей коллекционных отпечатков колеблется от 1 до 1000 штук, а цены за единицу измеряются тысячами и десятками тысяч евро. Следует отметить, что чем ближе авторский тираж приближается к концу, тем более высокой становится цена такого отпечатка (приблизительно, когда две трети тиража уже продано). На цену также влияет известность фотографа, его портфолио и резюме, факт наличия этой фотографии в музеях и частных коллекциях, и, естественно, размер отпечатка.

      В мире интерес к фотографии как предмету коллекционирования стремительно вырос буквально за последних пять лет. Часто приходится слышать, что это явление стоит на пороге настоящего бума и готовит массу сюрпризов арт-рынку.

      Фотография под названием Untitled (Cowboy) была сделана в 1989 году. Скандальный художник и фотограф Ричард Принс (Richard Prince) использовал технику «рефотографии» — взял чужой снимок, рекламу сигарет, и перефотографировал по-своему. В 2005 году фото было продано на аукционе Christie's за рекордную по тем временам цену – 1, 2 миллиона долларов. Было много споров об авторских правах.

      В феврале 2006 снимок «Пруд в лунном свете» (The Pond-Moonlight), сделанный в 1904 году, был продан на аукционе почти за три миллиона долларов. Фотограф Эдвард Штейхен (Edward Steichen) снимал этот пейзаж во времена, когда цветной фотографии еще не существовало. Он создал оттенки, используя несколько слоев светочувствительной резины. Всего Штейхен сделал три таких карточки. Две хранятся в музеях.

      Немец Андреас Гурски (Andreas Gursky) предпочитает снимать типичные индустриальные ландшафты, офисы, биржи, торговые центры изнутри — те места, которые люди видят ежедневно, никогда не вглядываясь. Фотография торгового центра под названием 99 Cent II Diptychon была продана на аукционе Sotheby's в феврале 2007 года за рекордную цену – 3,4 миллиона долларов.

      Но на сегодняшний день самая дорогая художественная фотография в мире ­- последний из отпечатанных шести тиражных отпечатков Rhein II (1999) авторства того же Андреаса Гурски была продана за $ 4 338 500 8 ноября 2011 года на аукционе Christie's New York. Счастливый обладатель пожелал остаться неизвестным.

     До недавнего времени в Украине отсутствовало даже какое-нибудь подобие цивилизованной продажи фотографии как предмета искусства. Коллекционную фотографию в Украине собирался взять под свою опеку Национальный Союз Фотохудожников, но, увы - так пока и не собрался. Поэтому украинский коллекционер пока может приобретать Limited Edition Photos только зарубежных авторов.

     Правда, как вариант - сегодня украинские фотошедевры можно купить у самих авторов, причем с их подписью. Конечно, опытный коллекционер, что бы он ни собирал, скажет вам, что покупать некаталогизированную вещь – довольно рискованно с точки зрения финансовых вложений. Ведь если вы или ваши наследники захотят перепродать незарегистрированное как произведение искусства фото, то рискуют недополучить значительную сумму денег, поскольку доказать ее подлинную ценность будет непросто.

     В Украине сегодня множество молодых талантливых фотографов, которые создают уникальные снимки. Сейчас они стоят сотни гривень, но кто знает, во сколько десятков тысяч их оценят уже через несколько лет. Спрогнозировать будущую стоимость произведений неизвестных авторов – занятие непростое и требует не только специальных знаний в нескольких областях, но и незаурядного чутья, интуиции. Поэтому тяжело спрогнозировать и доходность вашего предприятия, той или иной покупки – через 10 лет прибавит она в цене 2000% или всего 200%? В этом случае специалисты советуют – покупайте то, что вам понравилось, доверьтесь вкусу и внутреннему голосу. По крайней мере, вы же покупаете еще и произведение искусства, которое должно радовать вам око и греть душу.

 

      © Владимир Никитенко

 

P.S. В качестве примера того, как реально реально сегодня работает система Limited Edition Photos, предлагаю посмотреть мой короткий репортаж со стенда DIGI Graphie EPSON .

DIGI Graphie Epson

DIGI Graphie Epson



Обновлен 13 апр 2014. Создан 04 фев 2012



  Комментарии       
Всего 1, последний 5 лет назад
zippo-1 05 фев 2012 ответить
За большие деньги покупается очень мало фотографий
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником