Он-лайн фотошкола Владимира Никитенко

 

На что опираться в фотографическом творчестве?

В статье подробно рассказывается о назначении, классификации фотографических штативов. А также даны рекомендации по их выбору и покупке.




    Возможно, вам приходилось слышать такую оценку уровня профессионализма фотографа: «Он на себе такой тяжеленный штатив таскает, что сразу становится ясно, какой он выдающийся фотомастер!» Конечно, доля правды в таком наблюдении есть. Случайного в фотографии человека сложно заставить таскать ненужный груз. Но, штатив, увы, совсем даже не элемент имиджа или показатель статуса – он просто неотъемлемый инструмент любого серьезного фотографа, который заботится о качестве своих снимков.


Что такое штатив, кому и для чего он нужен?

 

Штатив – это приспособление, которое служит для устранения или уменьшения сотрясений фото- и видеотехники при съемке.
В зависимости от конструкции различают: триподы (трехногие штативы), моноподы (одноногие), струбцины (прикручиваются к чему либо) и приклады.
Трипод – обеспечивает жесткую установку съемочной техники и за это его справедливо считают самой надежной системой стабилизации изображения.
А то, что фотоизображение может быть нестабильно, вы уже могли убедиться на собственном опыте, когда удивлялись: «Куда же делась резкость? При съемке все было таким четким!».

 

    Чаще всего смазанность изображения проявляется, когда съемка ведется с рук на достаточно длинных выдержках. Точно определить, какая выдержка является длинной и, следовательно, может привести к нерезкости, а какая нет, можно более-менее достоверно только, если вы обладаете существенным опытом практической съемки и знаниями в области оптики. К тому же свою лепту в мутное дело нерезкости в случае съемки зеркальными камерами может привнести удар зеркала в момент его поднятия при спуске затвора. Чувствуете, насколько все серьезно? Но, вас это совершенно не будет касаться с того момента, как в арсенале вашей фототехники появится штатив. Именно он – надежная опора фотографа в его нелегком, но увлекательном творчестве.
    Следует отметить, что с темой штативов связано большое количество мифов и заблуждений. Вот только несколько из них.

    Штатив – совершенно избыточный аксессуар, если вы следите за своей физической формой и не злоупотребляете алкоголем.
    Дрожание камеры в руках («шевеленка»), что приводит к нерезкости (смазу) фотоизображений, отнюдь, не признак дряблости мышц. Это – следствие физиологического тремора, свойственного всем людям без исключения.

     Штатив не нужен, если ваша камера оснащена системой стабилизации изображения.
    Я готов разделить ваше восхищение Anti-Shake-системой, которую создали светлые головы японских конструкторов, но, увы, я совершенно откровенно готов поделиться с вами информацией, которую по понятным причинам не спешат оглашать маркетологи: возможности таких систем стабилизации ограничены, как правило, всего двумя-тремя дополнительными ступенями экспозиции. Чтобы не вдаваться в технические подробности, поверьте мне на слово: однозначно, системы стабилизации изображения – это большое благо, но, как для реальных фотографических ситуаций, этого еще так мало! И здесь пока остается только одно средство, чтобы исправить ситуацию – трипод.

    Без штатива нельзя снимать вообще.
    К счастью, есть сюжеты и жанры, которые не предусматривают использования штатива. Однако случаев, в которых без штатива не может быть гарантированно достигнут высокий фотографический результат, еще больше.
    К примеру, это – пейзаж и архитектурная съемка, анималистика и макро, натюрморт и реклама, репродуцирование и научная фотография, множество репортерских и других сюжетов требуют помощи «трехногого друга». Монопод поможет оперативно устранить сотрясение камеры в большинстве случаев динамичных репортажных сюжетов (спорт, театр), в научной съемке. Особенно критичным становится вопрос использования штатива, если вы работаете зеркальными камерами с длиннофокусными объективами или увлекаетесь «длинным зумом» в случае аппарата с несменной оптикой. А уж если вы хотите снять панораму, ночной пейзаж, освоить астрофотографию или технику световой кисти, то без штатива уж точно не обойтись!


    Итак, коротко подытожим первую часть нашей статьи.
    Штатив – носить не очень приятно, но, если вам хочется, чтобы было очень приятно потом, когда родственники и знакомые не смогут сдержать своего восхищения при просмотре ваших снимков, его придется приобрести и частенько брать с собой на съемку.

    Какой штатив выбрать?

    В зависимости от размеров, а значит и от того, с какими камерами триподы будут использоваться, различают миништативы, фотовидеоштативы, а также профессиональные штативы.

 

    Миништативы – легкие и миниатюрные устройства, которые используются с небольшими компактными фотокамерами («мыльницами»). Их удобно брать с собой в путешествие или на вечеринку, снимать автопортреты с помощью автоспуска (в вашей камере – режим «таймер») и сюжеты, которые требуют длительных выдержек (съемка в условиях недостаточной освещенности).
    Фотовидеоштативы – универсальные любительские штативы, одинаково хорошо пригодные как для фото, так и для видеосъемки. Их достаточно успешно можно применять как с компактными фото- и видеокамерами, так и с аппаратами побольше, включая младшие модели цифровых зеркальных фотокамер. Иногда универсальные любительские серии, адаптированные под цифровые фотокамеры, выделяют в отдельную группу «цифровых» штативов.
    Профессиональные штативы – устройства, о которых с уверенностью можно сказать: прочные, устойчивые, надежные, и самое главное – удобные в работе. Конечно же, они тяжелее и габаритнее любительских. В их конструкции применяют тщательно продуманные технологические решения, а изготавливают их из прочных и высококачественных материалов (металлические сплавы, углепластик, базальтовое волокно). Такой штатив удобен в работе, но значительно снижает мобильность фотографа.
    Кстати сказать, наличие в арсенале фотографа самого профессионального штатива еще не гарантирует высоких результатов. Справедливо и обратное – фотошедевры можно получать при использовании любительских и даже миништативов. Но, прежде чем переходить к секретам фотомастерства, давайте перечислим те параметры и конструктивные особенности, на которые следует обращать внимание при выборе и покупке штатива.

    Высота

    Для работы со штативом имеют значения два параметра высоты – максимальная высота в рабочем состоянии и минимальная высота в рабочем состоянии.
    Если с первым параметром все понятно: при работе с правильно подобранным под ваш рост штативом не нужно будет сгибаться "в три погибели", то важность второго значения высоты скорее всего требует пояснения.

    Оказывается, чем ниже можно опустить аппарат, установленный на штативе, тем проще и удобнее заниматься, например, макросъемкой или репродуцированием. Такую съемку можно выполнять, если конструкция штатива позволяет перевернуть центральную колону вниз головкой или установить ноги в положение «паук», как это показано на рисунках ниже

    Прочность и вес


    Эти параметры тесно связаны между собой, а также с высотой, материалом конструкции и стоимостью. Как правило, чем легче штатив, тем ниже его грузоподъемность и устойчивость. И наоборот, прочность конструкции значит солидный вес. Облегчить конструкцию «крепкого» штатива можно путем применения в его конструкции композитных материалов, что повлечет увеличение цены. И т.д. и т.п. Чтобы принять правильное решение по этим параметрам, вам нужно для себя ясно представлять, какие фотографические задачи перед собой вы ставите, и чем ради них готовы пожертвовать.

    Ноги

 

    Каждая из ног современного штатива имеет телескопическую конструкцию. Их окончания обычно оснащаются либо резиновыми (или пластмассовыми) наконечниками, либо "шипами", комбинированными с резиновыми наконечниками. Последний вариант более удобен, поскольку дает возможность достичь наиболее надежной фиксации ног штатива практически на любых поверхностях.

    Штативная головка

Штативная головка – устройство, при помощи которого осуществляется крепление фотоаппарата к штативу и его позиционирование в пространстве для обеспечения желаемого кадрирования сцены.

    Наиболее распространены головки двух типов – 3D-головки и шаровые головки.
3D-головка обеспечивает наклоны и повороты камеры в пространстве в трех независимых плоскостях. Для этого в конструкции головки предусмотрены три взаимно перпендикулярных независимых оси вращения, каждая из которых оснащена своим собственным фиксатором.
Шаровые головки получили свое название благодаря большому металлическому шару, вставленному в обойму, в которой он может свободно вращаться в любой плоскости. К шару крепится площадка, на которую устанавливается камера. А фиксация шара производятся специальным регулируемым прижимом, которым оснащена обойма.
    Если еще несколько лет назад в среде фотографов велась жаркая дискуссия – какая же головка лучше, то конструкторы своими высокотехнологичными разработками в этой области свели ее к вопросу личных предпочтений отдельных фотографов. Хотя все-таки принято считать, что шаровые головки более компактные и оперативные в работе, а 3D-головки позволяют более точно позиционировать наклон камеры по каждой из осей.

    Итак, выбирая штатив, прежде всего, спросите себя – что и где вы намереваетесь снимать, каким жанрам и сюжетам собираетесь отдавать предпочтение, а затем, анализируя рассмотренные в этой статье параметры и конструктивные особенности отобранных предварительно моделей, сделайте окончательный выбор в пользу штатива своей мечты и купите его не выходя из дома на нашем сайте. И поверьте нам – это только начало. Будут в вашей жизни и другие штативы. Но, этот первый вы запомните навсегда. Ведь благодаря ему ощутите, как «звенит резкость» на вашем снимке.

    А начинать осваивать штатив можно, например, со съемки  пейзажей-панорам. Вот где практика работы со штативом! И не забывайте народную фотографическую мудрость: «Фотограф учится всю жизнь!»


    Ярких Кадров!
    Владимир Никитенко



Обновлен 28 янв 2012. Создан 02 янв 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником